gruppman (gruppman) wrote,
gruppman
gruppman

Ещё одна байка...

"Мореходная школа готовит кадры для судов загранплавания"
"Мореходное училище готовит специалистов для работы на судах загранплавания"...

Вот на эти строчки и ловили.
И,хорошо,надо сказать,клевало.

Это уже потом,уже в шмоньке или бурсе,будущему пенителю морей объясняли,что,кроме загранплавания..есть ещё и каботаж.

Плавание исключительно между портами своей страны.
Оппаньки...

Работа всякая важна,работа всякая нужна.

Побережье Сибири,Чукотка,Камчатка,Сахалин...там жили люди.Людей надо обеспечить.
Вот и шли караваны судов.

Но на караваны судов экипажей не хватало.Ближе к лету в кадрах начинались битвы "за Арктику".
Заманивали всем...и рублём,и карьерным ростом.

Самовыгрузки и перегрузы...мечта алиментщика.Деньги выдавали налом,мимо всяких касс.
К тому же..."при змее сидишь - яд имеешь".Что привезли,то и у тебя есть.
И рассказывали,как контейнер со спиртным приподнимали над палубой,и резко опускали на палубу..
а потом тазик подставляли под контейнер.И черпали потом кружками.
Не знаю,не видел.

А ещё и набавки к зарплате.Районные коэффициенты всякие..Сахалин,уже 1:5...Чукотка 1:7...
дома,в Приморье 1:3.

А ещё надбавки за опасный груз.Груз первой категории.
Танкерочки старались..хоть один танк бензина взять.А в полярке уже не помоешься...вот и тикало всю полярку надбавка за груз первой категории.

Всегда есть место подвигу.Легендарная Полярка 1983 года!
Караваны судов выходили из Арктики западом.Пароходы раздавливало льдом.
"Нина Сагайдак"



Краткая сводка событий:
«В условиях сильной подвижки сплочённого льда и усиления сжатия, канал во льдах, оставляемый ледоколами, тут же затягивается …
Лёд 10 баллов … После потери хода начинается неуправляемый дрейф судов …
6 октября во время сколки льда вокруг каравана атомный ледокол «Леонид Брежнев» теряет лопасть гребного винта …
Т/х «Коля Маготин» — разорвана обшивка, затоплен трюм …
Т/х «Нина Сагайдак» навалило на танкер «Каменск-Уральский», на сухогрузе разорвана наружная обшивка, судно имеет крен 16 градусов, руль вывернуло на левый борт, гребной винт заклинен. Главный двигатель не проворачивается …
На т/х «Нина Сагайдак» и танкер «Каменск-Уральский» наваливается танкер «Уренгой» …
9 октября — на т/х «Нина Сагайдак» водотечность в машинном отделении и трюме … Машинное отделение затоплено …»


Во как...
Щедро тогда рассыпали орденов и медалей.
И героизм был такой,что даже буфетчицы и дневальные удостаивались наград.

И,наконец..это романтика.
И красиво.
Тут без ироний.

Но,вот,несмотря на всё это...по крайней мере уже в середине 80х,в Полярку желающих было мало.

А каботаж...
А кто работал на каботажных судах?
А "пьянь каботажная"...а те,кто ещё не получил заветную визу.Или кому уже прикрыли...эту заветную визу.
Или тот,кто рос по карьере,и для утверждения в должности..ну,вот условие такое..сходишь на каботажник,а там и дальше,ага?..Ага,кивал карьерист..и шёл.А куда деваться?
Или те,у кого виза продолжала быть открытой,но лежала под "сукном"..за шалости всякие.

Весёлый контингент,одним словом.
Те,кто зарабатывал визу...ооо,те вели себя прилично,да.
Слушали папу и помполита,прилежно посещали собрания и всеми силами пытались вступить в КПСС.
Почему?..А потому,что..."есть у коммуниста привилегия одна,в Атаку первым подниматься"..
"Атака" - торговый центр в Сингапуре,Хай-стрит центр..магазины "Николаев","Одесса","Владивосток"...и прочие...
Дешёвый шмурдяк.И по цене,и по качеству.Но в Сингапуре.

Ну,и виза сама.
Вообще то...как то не очень понятно называют это.
Вообще то..это называлось - Допуск для работы на судах загранплавания.
Не хухры-мухры...утверждалось на уровне крайкома.На спецкомиссии.
Это не сейчас...доки скинул в ФМС,и жди.
А тогда...характеристика-рекомендация обязательно.Где подчеркнётся твоя преданность Родине.,и,что тебя рекомендуют..ручаются,что не сбежишь в притоны Гонконга.
Если до 28 лет,очень желательно членство в ВЛКСМ,очень.
Отсутствие судимостей.Без комментариев.
Отсутствие подписок о допуске к военной и государственной тайне.
Даже если простоял два года в армии на вышке охранником.Где то в тайге...у меня так одному знакомому 8(восемь лет) не открывали эту визу..он какую то ракетную точку охранял.Уже в перестройку написал письмо Горбачёву..и,что?за месяц открыли)
Желательно не быть сиротой.Сиротки..они в группе риска были.Ничего их тут не держало...и даже,если виза и открыта,то на пароход..который штевнем на юг повёрнут,можно просто не попасть.

Те,кому прикрыли визу...
О,вот они..контрабандисты и хулиганы.
Это те,кто нарушал "Правила поведения советского моряка за границей".
Были такие правила.
Мне верить не надо,ничего хорошего,я,понятно..про СССР не напишу.
Но вот ещё притон клеветников...

Или вот..ещё один - http://www.proza.ru/2010/01/18/1375
Жырная цытатка..

-Товарищи, партия и правительство оказали вам доверие представлять советского человека за границей! Сейчас как никогда высок накал идеологической борьбы, и вы, товарищи, находитесь на переднем крае этой объявленной нам международным империализмом схватки!..

…Мы переминались с ноги на ногу, полученные песеты жгли карман, часы неумолимо отстукивали минуты законного увольнения, а боец идеологического фронта вдохновенно вещал:
-Как нам стало известно, для проведения провокаций против советских моряков на Канары прибыли заклятые враги нашей Родины, предатели-перебежчики Гинзбург и Щаранский, а также не исключён приезд Солженицына!


Да и Покровский - http://rasstrel.ru/istorii-druzey/karibskaya-ruletka.htm

Но Родина давала им шанс..исправиться и вернуться в щели Гонконга,под мост в Кобе,в Атаку Сингапура...
"Запомни сам,скажи другому,что честный труд,дорога к дому"

Вот она..заветная виза.А точнее - паспорт моряка,в просторечии - мореходка.
Без допуска..вам такой паспорт не оформят



И те,и другие,и третьи...рассматривали свой каботажник как временное пристанище.
И все стремились за границу.
А за границей что?
Ни тебе доплат..кроме тропического рубля в день,районный коэффициент по порту приписки...
Практически голый оклад,но поди ж ты...конкурс на пароходы.
В ДВМП..ФИЛ и ФАЛ..у нас жировые линии,и хрен ты на эти пароходы попадёшь.

про деньги я уже писал... http://gruppman.livejournal.com/19432.html

А вообще то..я хотел байку одну рассказать.
А всё,что выше,это вступление разъясняющее сову.
Собственно байка.Рассказывал свидетель,которому очень доверяю...но сами поймите,байка..она и есть байка)
Но ни имён,ни названия судна не будет..хотя и назывались в оригинале.

Значит,так.
Лесовоз одно дальневосточного пароходства.С окончанием названия на "-лес"
Умер один заслуженный капитан.Умер,как полагается... на мостике.
Капитан заслуженный и уважаемый.
Партком и профком выходят с инициативой о переименовании судна.На имя капитана.
Руководство относится с пониманием..инициатива одобрена и судно переименовывают.
В общем то..нормально.
Но..по случаю церемонии переименовывания...банкет.Приглашается руководство компанией,партком-профком,родные и близкие...экипаж этого "-леса",который уже не "-лес",а..скажем "Капитан Иванов".

В начале всё благопристойно и чинно.Речи,тосты...все немного напряжены и малым одеревенением.
По мере продолжения банкета..народ оживляется,напряжение спадает..уже все говорят между собой.
Новый тост..все выпивают,и какая то пауза..
И вот в этой паузе,в этой тишине...голос немного глуховатого электромеханика...
"А всё таки..какой мудак был,этот Иванов"

Электромеханик после этого...очень долго работал на каботажных пароходах.Безо всякой надежды.
Tags: fesco, ДВМП, взгрустнулось, жизнь корабляцкая, старый мазай распизделся в сарае
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments