gruppman (gruppman) wrote,
gruppman
gruppman

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:
  • Location:

Тайная бортопись

Цикл "Бесполезные знания".

Застоялся-засиделся-залежался немного.
Ручки-лапки гибкость-резвость утратили.
Вот, расписываю-разрабатываю ручки.
Поэтому пока пост немного не в темы.


Иногда спрашивают, что означает та, или иная маркировка на борту судна.
Не просто на борту, а на корпусе.
Чтобы не отвечать и пояснять в отдельности, решил запилить пост, где сразу всё и растолкую.
Всю эту тайную бортопись, и, что из неё можно узнать.
Какой смысл несут в себе все эти слова, буковки и цифирки.
Для чего нужна вся эта информация на борту, и кому она пригодится.

И начнём с кормы.
(Умирает старый, заслуженный капитан.
Вся карьера без единой аварии. Швартовки - шик-блеск, как посадки у лётчиков, почерк. Но перед каждой швартовкой он доставал из кармана сложенную бумажку, разворачивал, и внимательно читал, что там написано, шевеля губами.
И вот, когда он умер, первым делом бросились искать эту бумажку - что? Что там написано такого магического?
Нашли. Развернули. Читают.
"Перед, это нос. Зад, это корма"
)
И снова напоминаю - речь идёт о торговом флоте. Хотя маркировки у рыбаков, специальных судов практически идентичны.

Корма у современных судов чаще всего транцевая.
То есть плоская обрезанная.
Крейсерские кормы, с плавными обводами, закруглённые, остались в прошлом.
Хорошо это, или плохо, не об этом речь. Просто знайте, что плоская корма, это корма транцевого типа.

Что на ней пишут-рисуют?
Фото кликабельны.

Название судна.
Порт приписки.
Номер IMO.


Имя судна пишут обычно латиницей. Но никто вам не запрещает писать это имя и на национальном языке.
Хотите написать на русском? Пожалуйста, пишите.Только необходимо помнить, что не все знают русский язык. И вот для этого - просьба, только просьба - по возможности, продублируйте имя и латиницей.
(Есть такое правило в смешанных экипажах. Если вы разговариваете с коллегой, оба русскоязычные, на русском языке, и к вам подошёл ещё один человек из вашего экипажа, но не русскоязычный, пусть будет грек, то надо перейти на язык, который будет понятен всем. В нынешней ситуации, рабочий язык на флоте - английский. Плохо ли, хорошо ли вы говорите на английском, это уже не важно. Это просто вежливость, и хороши тон. Соблюдается на всегда, конечно же.)
Вот пример хорошего тона.


Греки, кстати, такой фишкой особо не заморачиваются. Пишут по своему, по гречески. И не часто дублируют на корме.Но дублировка латиницей присутствует всё равно.Обычно дублировка пишется на именной доске, которая расположена на мостике.

Но и тут есть исключение. Не обязательна и эта доска, если судно работает только в каботаже, исключительно в своих территориальных водах. Япония вам в пример. Всё на иероглифах.

И ещё. Иногда случаются курьёзы, из разряда - горе от ума.
Как написать название судна "Залив Америка" латиницей?
Написали - "Zaliv Amerika".
Тут же прискакали знатоки, и указали, что Америка пишется так - America.
Ну, да, так и есть. Но только, если указывать континент в качестве названия.
А если писать сложившееся географическое название - Залив Америка - то так и будет - Amerika.
И на всех картах, даже американских, Залив Америка (Gulf of Amerika) так и пишется - Amerika.
Поэтому, если вы вдруг заметили какое-то несоответствие в названии, не стремитесь тут же восстанавливать справедливость. А осторожно распозведайте, а мож... так и надо?


Порт приписки.
Или домашний порт.
Это названия порта регистрации судна.
До повсеместного применения "удобных" флагов, а следовательно и портов регистрации судна, можно было с большой точностью назвать национальность судна.
("Удобный" флаг, или флаг открытой регистрации.
Не хочется платить налоги? Не хочется платить всякие взносы за работников? Не хочется ...... (нужное подставить). Велкам под "удобный" флаг. Эти государства не заморачиваются вашими взаимоотношениями с экипажами и прочей законностью. Платите немного денег, и всё.
Можно плевать на национальное законодательство, можно плевать на... Всё это было. Сейчас с этим намного строже. В нескольких строках не уместишь, надо писать отдельный пост.)
Так, вот - порт приписки ничего не значит, вернее, не узнаешь национальность судна. Здесь только знание геральдики современных компаний, только по марке на фальштрубе можно определить истинную национальность и хозяина судна. И, то, как говорится...
На заглавной фото - что видим? Приписка - Лимассол, Кипр. Что на трубе? Чёрная. "Дацин", Сингапур.
А истинный хозяин - Роснефть. А ещё точнее, человек, чьё имя называть нельзя.
Пароходы научились прятать так, что откопать настоящую принадлежность только под силу гениям сыска.
И помнить, что есть судовладелец, что есть оператор, что есть техменеджмент.
Специально поясняю для некоторых "знатоков" - Ни название судна (даже на русском языке), ни постройка под наблюдением национального классификационного общества ( в данном случае - Регистр РФ), ни нахождение на борту русского экипажа, даже приписка судна - это не повод назвать судно "национальным" достоянием. Копать надо глубже, и немного не в том направлении.

Номер IMO.
Номер это уникален. Он присваивается судну однажды, и на всю его жизнь.
Судно может поменять много имён, много портов приписки, но номер IMO не меняется.
Поэтому, когда рассказывают, что де в Сингопе (Сингапур по нашему), например, легко можно поменять регистрацию, этот рассказ ничего, кроме лёгкой улыбки не вызывает. Типа, пригнал любой пароход, да и поменял.
Ну, да... можно. Наверное. Желающие посидеть в сингапурской тюрьме могут начинать. Там клёво. Сингапур же, мля. Бананово-лимонный.
И дополню.
Номер IMO не только на корме. Он также нарисован в машинном отделении. Иногда на лобовине надстройки.
Под надписью No Smoking номер IMO.


Немного аналогий. Номер IMO, это как VIN автомобиля. С одной разницей. VIN перебить можно. IMO - нет. Судно можно захватить, переписать имя, но использовать его можно только в своём районе. Первый же загранрейс будет и последним.

Поехали вдоль борта дальше.
Марка заглубления.

А это вот цифирки такие. Бывают арабские, бывают римские.

Они есть на корме, на миделе( серединной части корпуса) и на носу судна.
Отсчёт идёт в метрической и(или) имперской системе. Или, что понятнее, в сантиметрах или дюймах.
Показывают максимальное значения заглубления судна, при котором оно ещё может как-то ходить.
Но на самом деле, до максимальных значений грузить пароход никто( в здравом уме) не будет.
(Если пароход нагрузить больше на левый или правый борт, оно перекосится. Это называется - крен.
А вот если пароход нагрузить больше на корму или на нос, и соответсвенно, выше будет корма или нос, это называется дифферент. Обычно диффрент положительный, это когда корма сидит в оде больше, чем нос. Это объяснятется тем, что в корме больше тяжёлых элементов. Но бывает и так, что есть и отрицательный дифферент, нагрузили, к примеру, танкер на нос больше, чем требуется. Но там совсем минимальные значения. Ибо если нагрузить совсем больше, тем больше пиздец вашему пароходу. У вас обнажается винто-рулевая группа, судно начинает рыскать, управляемость резко снижается, да и вообще, есть риск перелома корпуса. Но если судно всё таки имеет небольшой перегруз в нос, это называется - судно идёт "свиньёй".
Заглубление на нос также сказывается и на мореходности судна. Иногда это заглубление получается просто в режиме нормальной эксплуатации.
Для примера. Вам надо перевезти 150 000 тонн нефти из Находки в Лонг-Бич(США). При загрузке, всё нормально, ровный киль. Но каждый день ваш танкер расходует 100 тонн топлива, а бункерные танкки все в корме. И через две недели корма становится легче на 1400 тонн, следовательно, нос погружается в вод больше.И вот здесь и спасают танк водного балласта. Вы просто принимаете в эти танки, в кормовые секции те самые 1400 тонн воды, и снова даёте судну ровный киль.
Всё это упрощённые примеры, не надо воспринимать это как настоящее руководство.

Для чего ещё нужна марка заглубления?
Для упрощённых расчётов, сколько груза принято на борт.
Совсем уж грубо - на сколько сантиметров судно огрузится в воду при приянтии определённого количества груза. Танкер типа "Самотлор" уходил в воду на один сантиметр пр принятии на борт 30 тонн бензина. Дальше можете посчитать сами, какова будет осадка судна, если знаете, что на Магадан возили по 14 000 тонн бензина.

Тевтонские кресты.
Это не кресты)
Это символы, означающие, что на судне есть подруливающие устройства.
Есть на корме. Есть на носу. И не по одной штуке.

Азиподы.
Дело новое, и появилась необходимость в маркировке.
Маркировка азиподов выглядит так.


Но пока ещё полностью не определились, как будет выглядеть маркировка выдвижных азиподов.

Дальше едем вдоль борта.
Мидель.
То, есть, самая серёдка парохода.


Грузовая марка. Диск Плимсоля.
Это то, что спасло жизни тысяч моряков.
Это то, благодаря чему работа на море перешла из разряда экстрима в нормальную работу.
Я просто оставлю ссылку, ибо материал об этой марке потрясающе большой - https://www.shipmodeling.ru/content/structure/detail.php?ID=1111

Могу добавить только то, что на могиле Плимсоля, на его памятнике, нанесена точно такая же марка, как и на бортах всех судов в мире.

Сэмюль Плимсоль. Друг моряка.
Хотя слово friend можно перевести, как "друг", но значение совсем не "друг".А больше.


Красно-белая вертикальная полоска.
А это стилизация лоцманского флага.
Это место приёма-сдачи лоцмана. И лоцманские катера подходят именно под эту маркировку.
Там тоже есть свои требования, по высоте, по освещённости, но...зачем вам это? Просто знайте, тут принимают-сдают лоцмана. Ну, и других членов экипажа, если вдруг потребовалось/
Вот под парадным трапом эта маркировка.


В районе грузовых манифолдов на танкерах (манифолды, это концевики грузовых магистралей), на борту может быть нанесена схема этих самых магистралей, с расшифровкой.
Я про это, кажется, уже писал, но напомню.
VR или VL, это vapour line. Приём/отдача газа из груза, который нельзя выпускать в атомсферу. Также для работы СИГа (Систем Инертного Газа. Инетрным газом заполняют грузовые танки танкеров для понижения значений кислорода в атосфере грузовых танков. Противопожарная система.)
HFO (Heave Fuel Oil) - хвостовик для приёма тяжёлого топлива, мазута.Топлива для самого судна.
DO (Diesel Oil) - дизтопливо для судна. Обычно для дизель-генераторов и СИГа.
CL (Сargo Line) - собственно грузовые магистрали. От 1-2-3 на танкерах класса VLCC (ооочень больших) до 30-40 на танкерах химовозах ( там иногда очень маленький объём перевозимого груза, но смешивать нельзя ни с чем вообще. Поэтому грузовой танк имеет свою собственную магистраль).


Нос судна.
Всё то же.
Название.
Марки углубления.
И такая вот маркировка бульба.
Иногда пишут длину бульбы в метрах, чтобы особо ретивые буксиры под нос не влазили.
Снова тевтонские кресты. Про них вы уже знаете.



Также на борту могут быть нанесены зоны аварийного выреза.
Это значит, что здесь можно спокойно работать газорезкой, ничего опасного по ту сторону нет.

Иногда есть разметка корпуса вообще.
От форпика, до ахтерпика.
Размечены границы грузовых и балластных танков.
Размечены границы коффердамов ( это узкий отсек для разделения помещений на судне, в основном для предотвращения смешивания и просачивания газов из смежных цистерн) ), помпового и машинного отделения.





Ну, а надпись TUG , это те места куда можно тыкаться носом буксиру. Здесь усиленные шпангоуты.





Вот, примерно так.
Tags: херня всякая
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal