gruppman (gruppman) wrote,
gruppman
gruppman

По мелочи


Как оно получается то.
germanych выдал пост - "Старые советские фильмы пристальным взглядом" - https://germanych.livejournal.com/316916.html, где он обратил внимание на судовой телеграф.
Фильм этот я видел неоднократно, но совсем не обращал внимания на эти тонкости.
И зря не обращал.
К моему стыду и позору, я не рассмотрел некие мелочи.
Вот картинка из поста Германыча.


Команда "Огонь" на телеграфе и впрямь - необычная.
Откуда - Огонь? Для чего?

Я высказал предположение, что команда "Огонь" исходит от способа запуска судового дизеля.
Обычно судовой главный, да и не только главный, двигатель пускается воздухом.
То, есть, воздух под давлением раскручивает главный двигатель, а после раскрутки в цилиндры подаётся топливо, которое под сжиманием воспламеняется... ну, и пошёл процесс.
Но есть и ещё способы. Например, воспламенение смеси в цилиндрах с помощью запального шара.
Способ, надо сказать, весьма ненадёжный и неустойчивый. И применялся, в основном, на дизелях малой мощности. А судно в фильме, "Михаил Светлов" - отнюдь не маленькое.

Но на телеграфе две ручки, стало быть, две машины, два главных двигателя.
Куда суёмся? Ищем пароход, который и снимался в фильме.

Но сперва, очень коротко, о телеграфе.
Телеграф, это прадедушка соврменной системы ДАУ - Дистанционного Автоматического Управления.
После того, как на корабле установили первую машину, туда тут же заявились технофашисты - механики. А уж следом за ними протиснулись и электромеханики со своими проводами.
Судоводители, оскорблённые сажей на белых парусах, тут же начали думать, как ограничить беспредел людей с вечно грязными руками.
И придумали. Телеграф.
Впрочем, хватит ёрничать, а то щас развезу на две страницы.

Так, вот. Связь.
Моментальная. Именно связь между мостиком и машиной, и родила идею телеграфа.
Переговорные трубы,да, было. Телефон, да, и сейчас есть.
Но нужен способ такой, чтобы моментально.
Так и родился телеграф.
Ставим ручку на "малый вперёд", в машине тут же отрепетовали ( то, есть подтвердили команду переводом рукоятки на "малый вперёд") и приводом топливной рейки ( а при паровом приводе - прикручиванием главного клапана) понизили подачу топлива в двигатель до оборотов соответсвующих этому значению - "малый вперёд".
А, чтобы они там внизу, в своём тракторе себе особо не воображали, уже на телеграфах второго поколения было сделано так, что главный двигатель... в машине, самостоятельно не запустишь. Только через команду с мостика.
Нет, способы пуска ГД в обход телеграфа есть. Но эти способы сразу обозначили как аварийные и в обычном режиме считать неприемлемыми.
Понятно?
Не фига не понятно.
Это было только предисловие.
Иногда маленький вопрос - а почему эта стрелочка здесь, а вот тут - здесь? - порождает пост на четыре странички.

Как работает телеграф?
Ставим команду на мостике.
Замечаем, что стрелка, указывающая на команду, находится в верхнем положении.

Снова та же фотография.


А вот после того, как отрепетуют команду в машине, стрелка переместится в положение, указывающее режим работы ГД.

Команды на телеграфе.
Вот тут не всё однозначно.
Вы можете самостоятельно нагуглить изображения телеграфов и очешуеть, сколько там вариаций команд.
Но в целом, всё это можо систематизировать и привести к общему.
Объяснение разбросу команд есть. Каждый строитель судна следует своим стандартам. Но он учитывает и стандарты изготовителя главного двигателя, например. И учитывает стандарты монтировщика дистанционного управления.
И всё это сплелось в такой клубок, что каждая ниточка, это не путеводная нить Ариадны, а... какие то верёвки Пандоры.
И, если будете гуглить, то заметите, что чем ближе телеграф к нынешним временам, то тем проще и команды там.

Что означает команда "Товсь"?
Очень просто - приготовить машину.
У машины есть несколько степеней готовности.
Пять-десять минут, 15 минут и дальше.
Ставим команду "Товсь" - в машине звучит сигнал или колокола - вы репетуете, сигнал уходит. но с этого момента вы начинаете готовить машину к работе. Незамедлительно.
Разобщение валоповоротного, запуск масляных насосов, ещё чего... но машина должа быть приведена в готовность немедленно.

Так же и с командой "Отбой".
Что означает?
А просто, машину можно выводить из ходового режима.
То, есть, провести комплекс работ, направленных на обеспечение стояночного режима машины.

И вот из всего этого и появилось ДАУ.
Но к команде "огонь".
В том же посту Дмитрия, в комментах появилась такая фотка, с подачи mad_mortigen



И снова есть команда "огонь".
Но на немецком.

Ну-ка, ну-ка... а, кто это у нас снимался в роли "Михаила Светлова"?
Опачки... чистый немец по происхождению, судно «Magdalena». Причём, теплоход, а не пароход, несмотря на год рождения.

После того, как оно было получено по репарации СССР, оно стало носить имя "Победа".
У "Победы" два дизеля, а на фото телеграф на две машины. Оно?

Но снималось в фильме два судна.
И второе - тоже немецкого происхождения.
"Patria" - имя при рождении. Потом, перед передачей в СССР по репарации - сначала им владели англичане - "Empire Welland", как военный транспорт, а уже в СССР судно получило имя "Россия".

И "Россия" это уже дизель-электроход.
А приморские чилимы-старожилы должны помнить этот пароход под именем "Можайский".
Ага-ага, она самая, та межрейсовая общага, бич-холл "Можайский". Ходит байка, что "Можайского" перед отправкой на гвозди, не могли сразу сдёрнуть от причала. Бутылки пустые, вдоль бортов наваленные мешали. Байка, конечно же.
Но "Россия", это ещё и первое судно на пассажирской линии СССР-Япония.

И оба судна весьма интересны.
Вот, даже на вики...
Почитайте - про "Победу" - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0_(%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4)
Дааа, и кто-то мне тут рассказывал, что в СССР запланированных катастроф не было. Ну, а то, что принимать на борт 2000 человек, на судно, которое рассчитано на 432 человека... ну, да, у нас своя же физика.

И "Россия" - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_(%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4)

Так самое главное... значения команды "огонь" я не смог найти.
Раскидал эти вопросы по форумам иностранным, где зареган.
Как получу ответы - отпишусь.

Апдейт про д/э "Россия" от френда modgahead_sev
Его пост про это судно - https://modgahead-sev.livejournal.com/121010.html


P.S. Я настолько рукожопый, что даже запой себе сделать не смог.
Урод, мля.
Tags: история, ицкуцтво
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новая звезда

    И немного о приятном. На круизном небосводе загорается новая звезда. В декабре этого года компания Celebrity Cruises получит новое круизное судно,…

  • По платформе

    По газодобывающей платформе прогуляться есть желание? Если есть желание, айда, прогуляемся. Google Street View запустил виртуальный тур по…

  • Резиновое изделие

    Сначала кино. Facebook post США, Аляска. Маленький рыбацкий катер попал между двух больших судов. Экипаж катера успел смотаться до того, как…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments