gruppman (gruppman) wrote,
gruppman
gruppman

По мелочи


Как оно получается то.
germanych выдал пост - "Старые советские фильмы пристальным взглядом" - https://germanych.livejournal.com/316916.html, где он обратил внимание на судовой телеграф.
Фильм этот я видел неоднократно, но совсем не обращал внимания на эти тонкости.
И зря не обращал.
К моему стыду и позору, я не рассмотрел некие мелочи.
Вот картинка из поста Германыча.


Команда "Огонь" на телеграфе и впрямь - необычная.
Откуда - Огонь? Для чего?

Я высказал предположение, что команда "Огонь" исходит от способа запуска судового дизеля.
Обычно судовой главный, да и не только главный, двигатель пускается воздухом.
То, есть, воздух под давлением раскручивает главный двигатель, а после раскрутки в цилиндры подаётся топливо, которое под сжиманием воспламеняется... ну, и пошёл процесс.
Но есть и ещё способы. Например, воспламенение смеси в цилиндрах с помощью запального шара.
Способ, надо сказать, весьма ненадёжный и неустойчивый. И применялся, в основном, на дизелях малой мощности. А судно в фильме, "Михаил Светлов" - отнюдь не маленькое.

Но на телеграфе две ручки, стало быть, две машины, два главных двигателя.
Куда суёмся? Ищем пароход, который и снимался в фильме.

Но сперва, очень коротко, о телеграфе.
Телеграф, это прадедушка соврменной системы ДАУ - Дистанционного Автоматического Управления.
После того, как на корабле установили первую машину, туда тут же заявились технофашисты - механики. А уж следом за ними протиснулись и электромеханики со своими проводами.
Судоводители, оскорблённые сажей на белых парусах, тут же начали думать, как ограничить беспредел людей с вечно грязными руками.
И придумали. Телеграф.
Впрочем, хватит ёрничать, а то щас развезу на две страницы.

Так, вот. Связь.
Моментальная. Именно связь между мостиком и машиной, и родила идею телеграфа.
Переговорные трубы,да, было. Телефон, да, и сейчас есть.
Но нужен способ такой, чтобы моментально.
Так и родился телеграф.
Ставим ручку на "малый вперёд", в машине тут же отрепетовали ( то, есть подтвердили команду переводом рукоятки на "малый вперёд") и приводом топливной рейки ( а при паровом приводе - прикручиванием главного клапана) понизили подачу топлива в двигатель до оборотов соответсвующих этому значению - "малый вперёд".
А, чтобы они там внизу, в своём тракторе себе особо не воображали, уже на телеграфах второго поколения было сделано так, что главный двигатель... в машине, самостоятельно не запустишь. Только через команду с мостика.
Нет, способы пуска ГД в обход телеграфа есть. Но эти способы сразу обозначили как аварийные и в обычном режиме считать неприемлемыми.
Понятно?
Не фига не понятно.
Это было только предисловие.
Иногда маленький вопрос - а почему эта стрелочка здесь, а вот тут - здесь? - порождает пост на четыре странички.

Как работает телеграф?
Ставим команду на мостике.
Замечаем, что стрелка, указывающая на команду, находится в верхнем положении.

Снова та же фотография.


А вот после того, как отрепетуют команду в машине, стрелка переместится в положение, указывающее режим работы ГД.

Команды на телеграфе.
Вот тут не всё однозначно.
Вы можете самостоятельно нагуглить изображения телеграфов и очешуеть, сколько там вариаций команд.
Но в целом, всё это можо систематизировать и привести к общему.
Объяснение разбросу команд есть. Каждый строитель судна следует своим стандартам. Но он учитывает и стандарты изготовителя главного двигателя, например. И учитывает стандарты монтировщика дистанционного управления.
И всё это сплелось в такой клубок, что каждая ниточка, это не путеводная нить Ариадны, а... какие то верёвки Пандоры.
И, если будете гуглить, то заметите, что чем ближе телеграф к нынешним временам, то тем проще и команды там.

Что означает команда "Товсь"?
Очень просто - приготовить машину.
У машины есть несколько степеней готовности.
Пять-десять минут, 15 минут и дальше.
Ставим команду "Товсь" - в машине звучит сигнал или колокола - вы репетуете, сигнал уходит. но с этого момента вы начинаете готовить машину к работе. Незамедлительно.
Разобщение валоповоротного, запуск масляных насосов, ещё чего... но машина должа быть приведена в готовность немедленно.

Так же и с командой "Отбой".
Что означает?
А просто, машину можно выводить из ходового режима.
То, есть, провести комплекс работ, направленных на обеспечение стояночного режима машины.

И вот из всего этого и появилось ДАУ.
Но к команде "огонь".
В том же посту Дмитрия, в комментах появилась такая фотка, с подачи mad_mortigen



И снова есть команда "огонь".
Но на немецком.

Ну-ка, ну-ка... а, кто это у нас снимался в роли "Михаила Светлова"?
Опачки... чистый немец по происхождению, судно «Magdalena». Причём, теплоход, а не пароход, несмотря на год рождения.

После того, как оно было получено по репарации СССР, оно стало носить имя "Победа".
У "Победы" два дизеля, а на фото телеграф на две машины. Оно?

Но снималось в фильме два судна.
И второе - тоже немецкого происхождения.
"Patria" - имя при рождении. Потом, перед передачей в СССР по репарации - сначала им владели англичане - "Empire Welland", как военный транспорт, а уже в СССР судно получило имя "Россия".

И "Россия" это уже дизель-электроход.
А приморские чилимы-старожилы должны помнить этот пароход под именем "Можайский".
Ага-ага, она самая, та межрейсовая общага, бич-холл "Можайский". Ходит байка, что "Можайского" перед отправкой на гвозди, не могли сразу сдёрнуть от причала. Бутылки пустые, вдоль бортов наваленные мешали. Байка, конечно же.
Но "Россия", это ещё и первое судно на пассажирской линии СССР-Япония.

И оба судна весьма интересны.
Вот, даже на вики...
Почитайте - про "Победу" - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0_(%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4)
Дааа, и кто-то мне тут рассказывал, что в СССР запланированных катастроф не было. Ну, а то, что принимать на борт 2000 человек, на судно, которое рассчитано на 432 человека... ну, да, у нас своя же физика.

И "Россия" - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_(%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4)

Так самое главное... значения команды "огонь" я не смог найти.
Раскидал эти вопросы по форумам иностранным, где зареган.
Как получу ответы - отпишусь.

Апдейт про д/э "Россия" от френда modgahead_sev
Его пост про это судно - https://modgahead-sev.livejournal.com/121010.html


P.S. Я настолько рукожопый, что даже запой себе сделать не смог.
Урод, мля.
Tags: история, ицкуцтво
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments