gruppman (gruppman) wrote,
gruppman
gruppman

Лесопилка и ледоколы.

На фото лесопилка.
Паровая лесопилка.
1880 год.
Лесопилка принадлежит компании "Вяртсиля"




===========================================================================================



В 1968 году на Аляске, в Прудо-бей (Prudhoe Bay) нашли нефть.
Много нефти, большое месторождение.
Настолько большое, что и на 2014 год, это месторождение давало 20% всей нефти, добываемой в США.

Найти, это одно.
Добыть, это другое.
Доставить эту нефть, это уже третье.

И вот это третье условие, транспортировка добытой нефти, заставило поломать головы специалистам нефтяных компаний.
Всё бы оно ничего, если бы местрождение находилось в нормальных широтах, с нормальными погодными и климатическими условиями.
Да вот Арктика, да вот за Полярным кругом, на южном берегу моря Бофорта.
Выбор способа доставки нефти не богат - или строить нефтепровод, или вывозить нефть танкерами.
И, опять же, с нефтепроводом всё понятно, труба и труба, то с танкерами уже посложнее.
Танкеры потребуются довольно таки вместительные, не по тысяче же тонн придётся вывозить.
Ну, а поскольку нефть нужно было доставить на восточное побережье США и Европу, то танкер должен быть ледового класса, чтобы он мог проходить по Северно-Западный проходу. А ещё лучше, чтобы танкер был не просто ледового класса, а танкер-ледокол.
Танкеры большого тоннажа были, а вот танкеров, способных самостоятельно проходить ледовые поля, не-а, не было.

Оставим в стороне проект трубопровода, там свои были интриги.
У нас же про танкер.

Humble Oil, дочерняя компании ESSO, изначально была сторонницей транспортировки нефти морским путём. В работу над проектом задействовали всех, кого было только можно - проектировщиков судов, экспертов в области окружающей среды и логистики, и прочих.
Проект финансировался из частных источников и оценивался примерно в 54 миллиона долларов США.
Тех ещё долларов.
Компания рассматривала возможности транспортировки не только по Северно-Западному проходу, а вообще, чуть ли не через Северный полюс.
Предложенный проект танкера на 250 000 тонн компания забраковала, это было не реально.

А реальное уже ходило в море. Вот это реальное и выбрала компания Humble Oil.
Это был танкер "Manhattan".

SS "Manhattan".


Вот его и купила Humble Oil.
Выбор был не случайным.
"Manhattan" был одним из самых крупных танкеров того времени.
И не только крупный, но и мощный.
Он был построен на верфи Fore River Shipyard, в Квинсе, штат Массачусетс, США, в 1962 году.
И до сих считается самым большим торговым судном, построенным в США.

Про то, что он ещё входил в число самых больших танкеров в мире, я уже упоминал.
Мощность паровой машины - 43 000 лс и тоже превосходила по мощности большинство торговых судов того времени.
Два винта и два руля давали танкеру превосходную манёвренность.
Грузовые танки были короткими, что придавало судну жёсткость конструкции.

Характеристики танкера с постройки.
Длина - 290 метров.
Ширина - 40 метров.
Дедвейт - 105 000 тонн.
Скорость - 17-18 узлов.

Т/к "Манхэттен" в Санта-Круз-де-Тенерифе.

http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=2769500

В то время мировым лидером в области строительства судов-ледоколов была компания "Вяртсиля". 60% мирового ледокольного флота было построено этой компанией.
И ESSO наняло финскую компанию в качестве консультанта. И фины постарались на совесть.
(Ещё и ста лет не прошло, а уже проделан путь от лесопилки до лидерства в ледоколостроении).
Понятно, что танкер на перестройку в Финляндию не погнали, придавать ледокольный образ решили на месте, в США.

В феврале 1969 года, т/к "Манхэттен" встал в док на верфи Sun Shipbuilding of Chester.
Только на этой верфи был самый большой док в США.


Для ускорения процесса перестройки, чтобы уложиться в запланированное время, работы по перестройке раскидали между верфями.
Танкер был разрезан на четыре части, каждой частью занималась отдельная верфь.

Корма осталась на Sun Shipbuilding of Chester для модификации.
Середина отправилась в Алабаму.
Передняя часть корпуса, но не нос - в Ньюпорт.
Ледокольный же нос был отстроен в двух местах, часть на Sun Shipbuilding, и часть на Bath Iron Works.

Доставка средней части.




Ледокольный нос танкера.


Каждая часть танкера была серьёзна доработана.Дополнительные укрепления корпуса, снаружи и изнутри. Модификации подверглась и силовая часть судна, в частности были заменены гребные валы. Были установлены новые винты, более прочные. В районе машинного отделения были сделаны двойные борта. Палубные механизмы были утеплены и получили дополнительный обогрев. Была установлена вертолётная площадка. Работ было проведено очень много, и как оказалось впоследствии, все работы были оправданы.
Все работы проходили под тщательным контролем ABS (American Bureau of Shipping) и при постоянном присутствии специалистов от Вяртсиля.

По окончании работ, части снова были доставлены на Sun Shipbuilding of Chester.
Пароход собрали, и он готов к походу.
В результате реконструкции размеры судна изменились.
Теперь его длина составляла 306 метров, ширина - 45 метров.

http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=2784704


24 августа 1969 года танкер "Манхеттен" вышел в свой первый экспериментальный рейс в Прудо-бей. На борту было 126 человек, из которых 45 был собственно экипаж. Остальные, это учёные, политики и журналисты.
Вот его маршрут.


За корпусом судна во время движения во льдах постоянно вёлся инстрментальный контроль с помощью многочисленных тензодатчиков установленных по корпусу судна. Эта же информация записывалась для последующей обработки и учёта замечаний.
И, конечно же, "Манхеттен" не пошёл во льды один.
Во льдах танкеру помогали канадский ледокол CCGS John A. Macdonald

И в разные моменты маршрута ледоколы - CCGS Louis S. St-Laurent, Канада


Ледоколы США - USCGC Staten Island


USCGC Northwind


Танкеру не удалось пройти в Прудо-бей намеченным маршрутом, льды не пустили. поэтому ему пришлось проходить проливами между островов.


По приходу в Прудо-бей танкер принял груз всего в один грузовой танк. В остальных танках была вода.


Судно вернулось на восточное побережье США в ноябре 1969 года.
Второй рейс был запланирован на апрель 1970 года.
И второй рейс танкер сделать не смог. Не смог пробиться через лёд.




После второго неудачного захода было принято решение строить трубопровод.
И его построили.













После первого захода в Арктику.


Промышленная добыча нефти началась в Прудо-бей в 1977 году. Нефть оттуда перекачивается по трубопроводу длиной 800 миль до Валдиза, и уже в Валдизе идёт загрузка на танкеры.

Терминалы Валдиза.


Что лучше, что хуже...
Противники проекта доставки нефти из Прудо-бей выдвигали аргумент об экологической катастрофе, которая может случиться, если танкер потерпит бедствие во льдах.
А в 2006 году случилась катастрофа с самим трубопроводом, из него вылилось, по разным оценкам, от 803 до 1010 кубометров нефти. Площадь загрязнения составила 7 700 квадратных метров.

Этот же тестовый заплыв танкера спровоцировал и довольно страстные дискуссии в Канаде о канадском суверенитете в арктической зоне. Считать ли эти воды международными или территорией Канады.
Во время плавания произошёл курьёзный случай.
Когда судно остновилось во льдах в очередной раз для высадки учёных, к танкеру подъехали канадские инуиты. Заявили, что это территория Канады, и капитан должен попросить разрешение на проход этими водами.
Делать нечего - мастер попросил это разрешение, и оно было получено. После чего судно отправилось дальше.

Дальнейшая судьба "Манхеттена" .
Возил нефть, иногда зерно. После постройки Трансаляскинского трубопровода вернулся на Аляску и возил нефть из Валдиза.
В 1987 на Дальнем Востоке, в Корее,во время тайфуна он сел на мель. После снятия с мели его отправили на разделку в Китай.

Танкер "Манхэттен" незадолго до списания. 1986 год.


Но рассказ этот в общем, не о танкере, а о компании "Вяртсиля" и её роли в становлении традиций строительства судов ледокольного типа.
Именно с проекта перестройки танкера "Манхэттен" и пошло это - масштабное моделирование и испытание моделей в специальном бассейне. Wabtsilä Icebreaking Model Basin (WIMB).
А первый бассейн для ледовых испытаний был построен в СССР, в 1952 году, в Ленинграде.
После получения записей тензодатчиков с первого ледового рейса, получения более подробной информации о самом рейсе, в Финляндии, в старом ангаре был построен бассейн для моделирования.
Кстати сказать, практически все расчёты по проекту, позднее подтвердились при испытаниях на модели.
И сейчас все новые проекты проходят через этот бассейн.


Испытания проекта танкера ледового класса на погрузке во льдах.


В тестовом бассейне проводят испытния не только со льдами, также можно смоделировать и волну.
Совсем недавно снова проходило моделирование "волн-убийц" и возможностей судов противостоять им.


И уж, конечно же, испытания проектов новых обводов судов и кораблей.


Проект с танкером "Манхэттен" всё таки неудачным назвать нельзя.
Был получен опыт в проектировании и строительстве новых судов.
И те решения, которые были найдены и приняты при работе над проектом перестройки танкера и сейчас оказывают огромное влияние на строительство судов ледокольного типа последних поколений.

Сравните.
Танкер "Манхэттен"


Современный танкер ледового класса.


И уж совсем последнее, ради чего этот пост и затевался.
Вот из этого проекта и родилась компания Aker Arctic Technology Inc.
Сначала как подразделение исследовательского центра Вяртсиля, затем Маса.
Aker Arctic и ее предшественники разработали более половины мировых ледоколов.
Aker Arctic принимала активное участие в разработке ледоколов так называемого "косого хода" и танкеров "двойного действия"
https://akerarctic.fi/en/aker-arctic/history



Вот, как-то так.
P.S. Про Крыловский центр я знаю.





Tags: icebreaker, ледоколы, танкеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Лихие морские баталии

    UPD. Не Inspiration, а Legend. Главные бузотёры...большая, очень большая итальянская семья. В 23 лица.…

  • Про кино

    germanych в своём блоге выпустил несколько постов о плохих и хороших фильмах снятых в СССР начала 80х годов. Основная заруба пошла там…

  • Мелочь пузатая.

    Отвлекусь немного. Много фото. Кликабельно. Всегда меня рыбаки восхищали. Как они на своих скорлупках в море ходят. В первый раз на рыбацкий…

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments