gruppman (gruppman) wrote,
gruppman
gruppman

Золотая трость .




Есть такая традиция в канадском порту Монреаля.
Капитан судна, первым пришедшим в этот порт в Новом году, получает приз - Золотую трость.

В этом, Новом, 2017 году приз взял танкер-химовоз "CHEM SIRIUS" пол командованием капитана Danel Ju, гражданином Южной Кореи. (Почему то на фото с церемонии награждения он отсутствует, а брать его фото с MarineUnion я постеснялся. И на церемонии трость вручали агенту, а не капитану. Тоже...почему-то.)

А танкер, вот он:

http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=2532775

Танкер под либерийским флагом вышел направлением на Монреаль из Антверпена 24 декабря 2016 года, и прибыл в Монреаль 1 января, в 3 часа 16 минут местного времени.

Оффтопом - В этом году Монреаль будет отмечать своё 375 летие, ну,и ...150 лет Канадской Конфедерации. Это так, к слову.

И церемония вручения приза, Золотой трости, произошла в 178ой раз.
Приз был учреждён в 1840 году, и по первости, призом являлась шляпа-цилиндр.
Заменили её на трость с золотым набалдашником около 1880 года.


Сверху герб Канады.
Надпись гласит:
"Предоставлено портом Монреаля (имя капитана), Капитану (имя судна), Первому океанскому судну в порту (год)".

Ну, это всё официоз.
А теперь немного истории, потому как неизбежно возникают вопросы.
Например, ну, и что такого, что первый пришёл в новом году? Подумаешь. Это чё, каждому пароходу в портах раздавать, всем кто первым пришёл?

Так вот, традиция награждения капитанов, приведших в порт судно именно в первый день Нового года возникла относительно недавно. А если совсем точно, то с 4 января 1964 года.

Новые земли сильно зависели от судоходства.
Большинство товаров и материалов приходилось завозить морем.
Ещё можно добавить и поток переселенцев.
Но новые земли хоть и обещали новое счастье, и возможное богатство, но раем не оказались.
Зато оказалось, что там есть зима, и отнюдь не мягкая, там есть снег, и реку на зиму намертво сковывает лёд. Причём так хорошо сковывает, что стоит практически до апреля, и, даже может продержаться до мая.

Оффтопом - Мы собирались на Монреаль в марте, и нам присылали ледовые карты Лаврентия, рекомендации и прочие сопутсвующие... так вот, лёд в марте был очень плотным и толстым.
Температура тоже не радовала. Но мы не пошли, рейс нам сканцелировали.


Вот и приходилось доставлять необходимое зимой через США, включаю почту. Но оставлялось только самое необходимое, остальное было в дефиците.
Вот поэтому появление первого корабля весной собирало у причала огромное количество людей.

Парусные суда со льдом бороться не могли по умолчанию, а появление паровых судов ситуацию не облегчило. Слабоваты они были для борьбы с речным льдом. И суда старались уйти из Монреаля до начала ледостава, который происходил в конце ноября - декабре.

В 1830 году в Монреале была создана комиссия по усовершенствованию условий для порта и каналов ведущих к нему.
А около 1840 года,J.G. MacKenzie, председателю этой самой комиссии, под цилиндр вползла идея, как поощрить капитанов кораблей первыми прибывшим в Монреаль. И заодно и внести спортивный дух в это мероприятие. Чтобы капитаны наподдали в погоне за заветным призом.

"Будем" - сказал председатель - "Награждать. Чем? А вот этим самым цилиндром".
И пошло-поехало.
Идея прижилась.
Но причальные комиссары попали в неловкую ситуацию.
Вообще-то, приз планировалось вручать капитану судна, который совершить трансатлантический переход. Но это надо было оговаривать сразу, а не заявлять - Мол, де, кто к нам первый придёт, тому мы шляпу и подарим.
И небольшой каботажный кораблик , из нижнего по течению порта , приходил первым в новом сезоне, капитан нахлобучивал на себя вожделенный цилиндр, говорил - Гран мерси, и сваливал.
Оставляя настоящего героя-капитана, который рвал паруса и матросов на переходе через Атлантику с ничем.

В общем, комиссары помараковали и выкрутились. Утвердил два приза. Один вот для таких ушлых-местных, а второй для настоящих old salt dog.

Оффтопом. Забегая вперёд - Если позднее шляпу-цилиндр для капитанов океанских кораблей заменили на трость, то для вторых, каботажников, шляпу так и оставили.
В 2015 году шляпу получил капитан MV "Pacific Huron" Олег Яровой.



Время потихоньку шло, и шляпа, да пусть даже и цилиндр, в качестве приза выглядела всё нелепее и нелепее. К тому же комиссары стали подумывать о том, что их могут обвинить и в скупердяйстве. И, около 1880 года они начали награждать не шляпой, а тростью с золотым набалдашником.

Гавань Монреаля в 1889 году. Из Вики.


Дизайн трости преобладал прямой, но иногда делали и с изогнутой ручкой. Позже, даже начали спрашивать у капитанов - А какую вам ручку на трость приделать?
Но сейчас решили не идти на поводу у капитанов, а раздавать всем одинаковые.

Набалдашник трости выполнен из 14 каратного золота, и примерная стоимость трости - 3500 долларов.


Но, призы призами, а льды оставались льдами. И тянулась эта волынка до самого двадцатого века. Даже до середины.
1943 год. Война. Военные грузы. А первое прибытие судна - 24 мая.
Ещё в 1959 году первое судно не приходило до 1го апреля.

Но суда становятся мощнее, и понемногу временной разрыв между закрытием навигации и прибытием первого судна сокращается. Зафиксированы несколько прибытий в марте, и даже 28 февраля.
Но.. всё это не то. Требовалась круглогодичная навигация.
Ледовое заторы в узких местах, особенно вокруг Квебека и Монреаля, значительно усложняли судоходство.
В 1962 году на борьбу со льдами бросили ледоколы береговой охраны.
Это уже была правительственная программа - не просто для поощрения навигации, а держать реку готовой для судоходства круглый год.

И вот, 4 января 1964 года, теплоход "Helga Dan" под командованием Kaj Hindberg, всё таки прорывается в Монреаль. Помогали Хельге два ледокола.


Теплоход "Helga Dan" в порту Монреаля.

http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=1724111

И это был действительно прорыв.
Капитан получил свою заслуженную награду.
Этот приход судна доказал, что круглогодичная навигация на реке - реальна.
И вот поэтому отсчёт для вручения приза стали вести с 1 января.

Но не стоит думать, что вот прямо со следующего года всё началось гладко и красиво.
Нет. Даже спустя два года, та же Хельга не смогла пробиться в Монреаль до 12 марта.

Там тоже знают, что такое лёд. ""Helga Dan" во льдах.


Вот. Как то так. Бессвязно и запутано)


Список советских капитанов получавших Золотую трость.

1966 год - капитан д/э "Индигирка" А.Ф. Пинежанинов
1968 год - капитан т/х "Леонид Леонидов" Р.М.Игрицкий
1969 год - капитан т/х "Грумант" М.К.Сиськов
1973 год - капитан т/х "Павлик Ларишкин" Э.И.Купри
1979 год - капитан т/х "Юта Бондаровская" С.М Пустовойт
1980 год - капитан т/х "Немирович-Данченко" Ю.Г.Коваленко

Чуть ниже ... д/э "Индигирка"





Tags: canada, icebreaker, Канада, история, ледоколы, льды
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Заменить коленвал? Пять месяцев, сэр

    Абстракт - Шокирующее видео по замене коленвал главного двигателя. К теме - замена коленвалов двигателя. Тема судового ремонта весьма обширна и в…

  • Получи дыру, китаец

    Происшествия. Продырявили. Порт Khor al Zubayr , Ирак. Танкер класса LR1 Tian E Zuo, флаг Гонконг. Владелец - China Cosco Shipping Energy…

  • Хинди - Кореа, бхай,бхай

    Индусы просочились в ещё одну щель. В Южной Корее подписан меморандум о взаимопонимании с Индией. Взаимопонимание, это взаимное признание морских…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments