gruppman (gruppman) wrote,
gruppman
gruppman

Я - изобретатель.

Пост практически ни о чём.
Просто вспомнилось.


Как-то вспомнилось сегодня.
Какая то железяка, а какие пласты памяти подняло.

В общем, был я сегодня в гараже у кореша.
Гараж ему от тестя в наследство достался, уже как пару лет владеет. Но порядки наводить кореш только сейчас начал. Некогда, говорит, раньше было.
Мне же он позвонил, позвал - приезжай, может чего нужного себе накопаешь, а то выкину всё к едрене фене.
Ну, мне тоже особо ничего не надо, но лишний раз в железках покопаться раритетных, это я завсегда любил.

Залежи артефактов там и вправду были знатные. Причём совсем не совместимые.
Почти новый движок Д-6 (от мотовелика) и авиационная спасательная шлюпка.
Мотки дели и пластиковые аккумуляторные бочки с подводной лодки.
Короче, добра всякого много.

А на полке стояли банки. Старые консервные банки. Ну, консервов в них уже не было, понятно, всякие гаечки-болтики в них хранились.
Моё же внимание привлекла вот такая банка:


Ставь класс, если помнишь!

Взял я её в руки, глянул внутрь. Какой то полувысохший тавот в ней был.
Ну, что.. поглядел, понюхал, покрутил банку перед глазами.
Она, родимая.
Венгерский "Глобус".
Первый мой опыт в рационализаторской деятельности.

Первый мой пароход был маленький, а экипаж - большой.
Нет, сокращения уже проводились, но по сравнению с нынешними экипажами, мы были укомплектованы по полному.
У начальников радиостанций отобрали радистов, на камбузе сократили пекаря. По паре человек обкрошили с палубы и машины. Выгнали четвёртого помощника.

Скрестили матросов с мотористами, получили чудного зверя - матрос-моторист.
Матросы орали дурниной, мол, де в маслопузые они не подписывались, а имеют благородное рогатое происхождение.

Срочно ещё нужно было куда-то девать выпускников средних училищ, сдуру выучившихся на "автоматчиков". Им подсластили пилюлю, сплавив на флот обычными мотористами, но назвав их при этом - помощниками механиков. На этой волне и обычные мотыли выбились в людей полусвета, внезапно превратившись в этих самых помощников.

Будь готов подменить каждого! Чудный лозунг.
Метод получил названия Щёкинского. Или, как в народе его назвали ласково - Защёкинский метод.
Планов громадья подкинули, персонал подсрезали.
Сегодня рекорд, а завтра - норма!
Но зато без проблем на рейс давали ПРБ (плаврембригады) и работников БТОФ (база технического обслуживания флота). Ну, а в трудные и опасные рейсы (дооо, а вы как думали?)), ещё и давали дармоедов допштат.

Пароход был маленький, повторюсь, старенький, но очень уютненький.
Вот всё таки у старых пароходов был какой то свой шарм. Очень они были уютными.
Хоть и жили в двухместных каютах (а кое-где и трёхместки были), и удобства "во дворе",но вот...
Уютные они были.
Это сейчас - люминесцентные лампы, холодный пластик. На палубе нет ковров. Бездушный ковролин. Мертвые пластиковые переборочные панели, а не живой линкруст.
Холодно и безлико.
Тараканов даже нет!!!
Можно посмотреть, как сейчас. Это из старого поста - http://gruppman.livejournal.com/35692.html

Работал я на том пароходе токарем.
Как получилось так, что учился я на матроса, хотел работать матросом, а сначала скатился в машину, а потом и вообще упал в судовые токари, это отдельная, очень больная тема.
(Если очень коротко, то по неопытности. Облапошили. До сих пор, как вспомню, так волком взвываю, поражаясь своей лошарности. Одно воспоминание душу греет, о том, как я, уже совсем в другой должности, совсем на другом пароходе, через 13 лет, тому стармеху, который меня в машину спровадил, всё таки в тапки нассал.)

Итак, первый пароход. Я - не опытный.
У начинающего роль одна - глаза пошире, ухи - поразвесистее, рот открывать только для того, чтобы спросить. Впрочем, огрызаться никто не запрещает.
Что я и делал.
Смотрел, слушал, молчал, спрашивал, мотал на ус, вникал.
Ну, и большой запас энтузиазма.

А в стране уже второй год бушевала GLASNOST UND PERESTROYKA, демократия расшатывала опоры.
Все мы были членами профсоюза, вся молодёжь комсомольцами. Те, кто уже вышел из комсовского возраста, не обязательно были в партии, но если планировал карьеру капитана или страмеха, то без членства в партии, путь на мостик или в кресло в УПУ был закрыт.
Не член КПСС? Твоя вершина - старпом или второй механик. И пусть ты хоть все "вышки" тогдашнего Союза закончи, никуда ты выше этих должностей не прыгнешь.
Ещё тогда взялись за борьбу я пьянством, и мы все поголовно состояли в обществе трезвости.
У всех были удостоверения и значки этого общества. На пьянку в каюту боцмана без предъявления этого удостоверения не пускали. И без значка тоже.
(Тогда вообще времена интересные были. Какие то общества возникли из ниоткуда. Инициативы попёрли интересные.
Помню ещё, в пароходстве внезапно сделали облаву в бич-холле (межрейсовая гостиница моряков), всех, кого поймали, погрузили в автобус, и увезли в бассейн, сдавать какие-то нормативы по плаванию. Корешу после сдачи этих нормативов дали значок "Умею плавать", он с гордостью прицепил его к форменному пиджаку и таскался с ним везде, доводя наставников до бешенства этим значком. Я же испытывал лютую зависть, но выпросить этот значок не решался.Ну, как вот можно выпрашивать боевой орден у ветерана?
)

Ещё мы состояли в ОСВОДе, были донорами, Красный Крест и Полумесяц...ещё какие то общества.
И везде полагались значки и удостоверения. И членские взносы. Плати давай.
На столе у третьего помощника в день выдачи зарплаты лежал скромный лист по зарплате и пачка листов по взносам. Туда 30 копеек, сюда полтинник, а вот сюда и рублик вывали.
Секретарь комсомольской организации, по просту - комсорг, выворачивал карманы у комсомольцев, парторг у коммунистов. Профбосс грабил всех.

Отвлекаюсь. Ближе к теме.
А ещё мы почти все поголовно состояли в ВОИР, Всесоюзном обществе изобретателей и рационализаторов. Так тось.



Но кроме всесоюзных сообществ, ещё была и масса местечковых. Внутрисудовых.
Всевозможные комитеты.
Комитет бедноты, то есть профсоюзный судовой комитет.
Комитет общественной охраны труда.
Комитет молодых рационализаторов.

Вот в последние два я и угодил с размаху.
Чисто на автомате меня туда зачислили.
Комитетом молодых рационализаторов руководил стармех (тот ещё контрацептив штопаный), и вынимал душу на каждом собрании комитета - он требовал от всех два рацпредложения в месяц.
А из конторы эти два рацпредложения требовали с него.

Я по неопытности вообще не понимал, чего от меня хотят.
Молодой был, но не рационализатор.

Но однажды таки понял.
И выдал я рацуху. Знал бы я только, чем это закончится.

В машинном отделении судна очень шумно. Очень. Наушники-шумодавы носят. Или беруши.
Но в те времена хорошие наушники редко попадались, те же, что были...были очень жёсткие и тугие. Полчаса поносил, и такое чуйство, что ушей у тебя нет, расплющило к едрене фене. И голову деформировало. Ходили без наушников. Вот поэтому старые механики и мотористы немного( а кто-то и много) тугоухие.
Но и разговаривать трудно тоже. Орать приходится прямо в ухо.
Или жестами.
Со стороны смотришь, прямо как спецназовцы. Условные знаки и жесты.
Тыкнул пальцем в кого-то...махнул рукой к себе .. тыкнул пальцем в направлении ЦПУ ... имитация поглаживания бороды ... обеими руками имитация натягивания - Всё просто и понятно - Эй, ты! Иди в ЦПУ, там стармех хочет тебя видеть.

Договорился я на камбузе, чтобы большие консервные банки из-под горошка, компота, селёдки не выбрасывали, а сохраняли для меня. Я в них всякие болтики-гаечки, да прочую мелочёвку ссыпал.
И вот бежал как-то с этими банками в мастерскую, да увидел очередную пантомиму, разговор жестами механика и моториста. Да глянул на банку из под горошка, и родилась у меня рацуха.

Вырезал я и днище у банки этой, превратив банку в трубу. Слегка сдавил стороны, придав трубе треугольную форму. Один край трубы обклеил поролоновым шнуром, чтобы не порезаться.
Пробил две дырки у обклеенного края, друг напротив друга. В дырки вставил широкую резинку "от трусов", привязал.
И получилось у меня ИРУ-1. Индивидуальное Разговорное Устройство. Модель № 1.

У кого фантазия богатая, могут себе представить.
Вот вместо респиратора подставьте банку, и всё.


Сделал, надо испытать.
Тут же нацепил на себя и пошёл в машину. Подкрался к третьему механику и что-то проорал ему.
Это реально работало. Третий подскочил на метр, хотя и стоял на карачках и заглядывал под плиты.Я быстро ушёл оттуда, не дожидаясь заслуженного восхищения.
Потом сходил в кочегарку с демонстрацией девайса братьям-маслопузым.
Всем очень понравилось. Я уже даже начал подумывать о серийном производстве.

Но. Как всегда, это НО.
Ещё во время изготовления, в мастерскую заглянул второй механик и застав меня за этим занятием, поинтересовался, что за хрень я делаю.
Секрета я ему не выдал, так только, туманно намекнул, что рацуху вот в свет произвожу.
Второй вникать не стал, кивнул головой и ушёл.
И доложил деду, что токарь занят. Воплощает, так сказать, в жизнь. Смелый полёт изобретательской мысли.

Стармех это запомнил, и с утра тоже заявился в мастерскую и потребовал показать девайс.
Говорю же, не опытный я был.
Мне бы сказать, да вот, хотел...но не получилось.
Я же, давя широкую лыбу, достал из рундука ИРУ-1, надел на себя (ума, млять, палата) и наглядно продемонстрировал возможности агрегата.

Дед изобретение не оценил. Даже не улыбнулся. Просто процедил сквозь зубы -тааак, заняться, стало быть нечем - это я услышал. Даже без надетого на деда ИРУ-1. И что-то мне подсказало, что услышанное не очень хорошо обернётся для меня.

Итог изобретательской деятельности.
Дед вызвал к себе второго и учинил ему разнос за то, что токарь хернёй страдает в рабочее время, а работы, между прочим, навалом.

Премия за месяц - накрылась.
Работать я стал много.Курить мало.
Работа для меня находилась самая грязная и тяжёлая.
Дед лично контролировал все мои телодвижения.


Я был личным врагом деда. Прямо Маринеско у фюрера.
Дед был злопамятным.
Но было у него одно хорошее качество. Как только он находил нового врага, старый получал амнистию.
Длилось моё истязание почти месяц. И в тот день, когда стармех застукал стармота мирно дремлющего на шикарной лежанке на стрингере, я вздохнул с облегчением.
Это теперь стармота ожидали ползание на пузе под паёлами и чистка льяльных колодцев.
Это теперь ему плеваться сажей, а руки не отмоешь до бела и концентрированной серной кислотой.
А мне удержаться, и не упороть новый косяк.

Вот так. Простая банка из под горошка. Глобус.


Ну, а реально рацухи я уже потом, на других пароходах двигал.
Когда опыту поднабрался.
И компенсировал премию, которой меня лишили.
Мне за одну рацуху аж 150 рублей заплатили.
Но это уже совсем не интересно.






Tags: жизнь корабляцкая, как было, старый мазай распизделся в сарае
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Взлетит-не взлетит

    По следам наших выступлений. Прочитал я комменты к посту про плавучую станцию, и пригорюнился. Дыжентельмены! Ребята! Леди! Какая, к чертям…

  • Мегаватты из моря

    Может, господам инженерам будет интересно? Инженерная компания из Шотландии, Orbital Marine Power, выпустила релиз дизайна плавучей энергетической…

  • Девять метров

    Много букв, много картинок. Картинки, почти все, увеличительны. Иногда вот совсем простой вопрос. На который, кажется, можно ответить просто и…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments