Просто вспомнилось.
Как-то вспомнилось сегодня.
Какая то железяка, а какие пласты памяти подняло.
В общем, был я сегодня в гараже у кореша.
Гараж ему от тестя в наследство достался, уже как пару лет владеет. Но порядки наводить кореш только сейчас начал. Некогда, говорит, раньше было.
Мне же он позвонил, позвал - приезжай, может чего нужного себе накопаешь, а то выкину всё к едрене фене.
Ну, мне тоже особо ничего не надо, но лишний раз в железках покопаться раритетных, это я завсегда любил.
Залежи артефактов там и вправду были знатные. Причём совсем не совместимые.
Почти новый движок Д-6 (от мотовелика) и авиационная спасательная шлюпка.
Мотки дели и пластиковые аккумуляторные бочки с подводной лодки.
Короче, добра всякого много.
А на полке стояли банки. Старые консервные банки. Ну, консервов в них уже не было, понятно, всякие гаечки-болтики в них хранились.
Моё же внимание привлекла вот такая банка:
Взял я её в руки, глянул внутрь. Какой то полувысохший тавот в ней был.
Ну, что.. поглядел, понюхал, покрутил банку перед глазами.
Она, родимая.
Венгерский "Глобус".
Первый мой опыт в рационализаторской деятельности.
Первый мой пароход был маленький, а экипаж - большой.
Нет, сокращения уже проводились, но по сравнению с нынешними экипажами, мы были укомплектованы по полному.
У начальников радиостанций отобрали радистов, на камбузе сократили пекаря. По паре человек обкрошили с палубы и машины. Выгнали четвёртого помощника.
Скрестили матросов с мотористами, получили чудного зверя - матрос-моторист.
Матросы орали дурниной, мол, де в маслопузые они не подписывались, а имеют благородное рогатое происхождение.
Срочно ещё нужно было куда-то девать выпускников средних училищ, сдуру выучившихся на "автоматчиков". Им подсластили пилюлю, сплавив на флот обычными мотористами, но назвав их при этом - помощниками механиков. На этой волне и обычные мотыли выбились в людей полусвета, внезапно превратившись в этих самых помощников.
Будь готов подменить каждого! Чудный лозунг.
Метод получил названия Щёкинского. Или, как в народе его назвали ласково - Защёкинский метод.
Планов громадья подкинули, персонал подсрезали.
Сегодня рекорд, а завтра - норма!
Но зато без проблем на рейс давали ПРБ (плаврембригады) и работников БТОФ (база технического обслуживания флота). Ну, а в трудные и опасные рейсы (дооо, а вы как думали?)), ещё и давали
Пароход был маленький, повторюсь, старенький, но очень уютненький.
Вот всё таки у старых пароходов был какой то свой шарм. Очень они были уютными.
Хоть и жили в двухместных каютах (а кое-где и трёхместки были), и удобства "во дворе",но вот...
Уютные они были.
Это сейчас - люминесцентные лампы, холодный пластик. На палубе нет ковров. Бездушный ковролин. Мертвые пластиковые переборочные панели, а не живой линкруст.
Холодно и безлико.
Тараканов даже нет!!!
Можно посмотреть, как сейчас. Это из старого поста - http://gruppman.livejournal.com/35692.html
Работал я на том пароходе токарем.
Как получилось так, что учился я на матроса, хотел работать матросом, а сначала скатился в машину, а потом и вообще упал в судовые токари, это отдельная, очень больная тема.
(Если очень коротко, то по неопытности. Облапошили. До сих пор, как вспомню, так волком взвываю, поражаясь своей лошарности. Одно воспоминание душу греет, о том, как я, уже совсем в другой должности, совсем на другом пароходе, через 13 лет, тому стармеху, который меня в машину спровадил, всё таки в тапки нассал.)
Итак, первый пароход. Я - не опытный.
У начинающего роль одна - глаза пошире, ухи - поразвесистее, рот открывать только для того, чтобы спросить. Впрочем, огрызаться никто не запрещает.
Что я и делал.
Смотрел, слушал, молчал, спрашивал, мотал на ус, вникал.
Ну, и большой запас энтузиазма.
А в стране уже второй год бушевала GLASNOST UND PERESTROYKA, демократия расшатывала опоры.
Все мы были членами профсоюза, вся молодёжь комсомольцами. Те, кто уже вышел из комсовского возраста, не обязательно были в партии, но если планировал карьеру капитана или страмеха, то без членства в партии, путь на мостик или в кресло в УПУ был закрыт.
Не член КПСС? Твоя вершина - старпом или второй механик. И пусть ты хоть все "вышки" тогдашнего Союза закончи, никуда ты выше этих должностей не прыгнешь.
Ещё тогда взялись за борьбу я пьянством, и мы все поголовно состояли в обществе трезвости.
У всех были удостоверения и значки этого общества. На пьянку в каюту боцмана без предъявления этого удостоверения не пускали. И без значка тоже.
(Тогда вообще времена интересные были. Какие то общества возникли из ниоткуда. Инициативы попёрли интересные.
Помню ещё, в пароходстве внезапно сделали облаву в бич-холле (межрейсовая гостиница моряков), всех, кого поймали, погрузили в автобус, и увезли в бассейн, сдавать какие-то нормативы по плаванию. Корешу после сдачи этих нормативов дали значок "Умею плавать", он с гордостью прицепил его к форменному пиджаку и таскался с ним везде, доводя наставников до бешенства этим значком. Я же испытывал лютую зависть, но выпросить этот значок не решался.Ну, как вот можно выпрашивать боевой орден у ветерана?)
Ещё мы состояли в ОСВОДе, были донорами, Красный Крест и Полумесяц...ещё какие то общества.
И везде полагались значки и удостоверения. И членские взносы. Плати давай.
На столе у третьего помощника в день выдачи зарплаты лежал скромный лист по зарплате и пачка листов по взносам. Туда 30 копеек, сюда полтинник, а вот сюда и рублик вывали.
Секретарь комсомольской организации, по просту - комсорг, выворачивал карманы у комсомольцев, парторг у коммунистов. Профбосс грабил всех.
Отвлекаюсь. Ближе к теме.
А ещё мы почти все поголовно состояли в ВОИР, Всесоюзном обществе изобретателей и рационализаторов. Так тось.
Но кроме всесоюзных сообществ, ещё была и масса местечковых. Внутрисудовых.
Всевозможные комитеты.
Комитет бедноты, то есть профсоюзный судовой комитет.
Комитет общественной охраны труда.
Комитет молодых рационализаторов.
Вот в последние два я и угодил с размаху.
Чисто на автомате меня туда зачислили.
Комитетом молодых рационализаторов руководил стармех (тот ещё контрацептив штопаный), и вынимал душу на каждом собрании комитета - он требовал от всех два рацпредложения в месяц.
А из конторы эти два рацпредложения требовали с него.
Я по неопытности вообще не понимал, чего от меня хотят.
Молодой был, но не рационализатор.
Но однажды таки понял.
И выдал я рацуху. Знал бы я только, чем это закончится.
В машинном отделении судна очень шумно. Очень. Наушники-шумодавы носят. Или беруши.
Но в те времена хорошие наушники редко попадались, те же, что были...были очень жёсткие и тугие. Полчаса поносил, и такое чуйство, что ушей у тебя нет, расплющило к едрене фене. И голову деформировало. Ходили без наушников. Вот поэтому старые механики и мотористы немного( а кто-то и много) тугоухие.
Но и разговаривать трудно тоже. Орать приходится прямо в ухо.
Или жестами.
Со стороны смотришь, прямо как спецназовцы. Условные знаки и жесты.
Тыкнул пальцем в кого-то...махнул рукой к себе .. тыкнул пальцем в направлении ЦПУ ... имитация поглаживания бороды ... обеими руками имитация натягивания - Всё просто и понятно - Эй, ты! Иди в ЦПУ, там стармех хочет тебя видеть.
Договорился я на камбузе, чтобы большие консервные банки из-под горошка, компота, селёдки не выбрасывали, а сохраняли для меня. Я в них всякие болтики-гаечки, да прочую мелочёвку ссыпал.
И вот бежал как-то с этими банками в мастерскую, да увидел очередную пантомиму, разговор жестами механика и моториста. Да глянул на банку из под горошка, и родилась у меня рацуха.
Вырезал я и днище у банки этой, превратив банку в трубу. Слегка сдавил стороны, придав трубе треугольную форму. Один край трубы обклеил поролоновым шнуром, чтобы не порезаться.
Пробил две дырки у обклеенного края, друг напротив друга. В дырки вставил широкую резинку "от трусов", привязал.
И получилось у меня ИРУ-1. Индивидуальное Разговорное Устройство. Модель № 1.
У кого фантазия богатая, могут себе представить.
Вот вместо респиратора подставьте банку, и всё.
Сделал, надо испытать.
Тут же нацепил на себя и пошёл в машину. Подкрался к третьему механику и что-то проорал ему.
Это реально работало. Третий подскочил на метр, хотя и стоял на карачках и заглядывал под плиты.Я быстро ушёл оттуда, не дожидаясь заслуженного восхищения.
Потом сходил в кочегарку с демонстрацией девайса братьям-маслопузым.
Всем очень понравилось. Я уже даже начал подумывать о серийном производстве.
Но. Как всегда, это НО.
Ещё во время изготовления, в мастерскую заглянул второй механик и застав меня за этим занятием, поинтересовался, что за хрень я делаю.
Секрета я ему не выдал, так только, туманно намекнул, что рацуху вот в свет произвожу.
Второй вникать не стал, кивнул головой и ушёл.
И доложил деду, что токарь занят. Воплощает, так сказать, в жизнь. Смелый полёт изобретательской мысли.
Стармех это запомнил, и с утра тоже заявился в мастерскую и потребовал показать девайс.
Говорю же, не опытный я был.
Мне бы сказать, да вот, хотел...но не получилось.
Я же, давя широкую лыбу, достал из рундука ИРУ-1, надел на себя (ума, млять, палата) и наглядно продемонстрировал возможности агрегата.
Дед изобретение не оценил. Даже не улыбнулся. Просто процедил сквозь зубы -тааак, заняться, стало быть нечем - это я услышал. Даже без надетого на деда ИРУ-1. И что-то мне подсказало, что услышанное не очень хорошо обернётся для меня.
Итог изобретательской деятельности.
Дед вызвал к себе второго и учинил ему разнос за то, что токарь хернёй страдает в рабочее время, а работы, между прочим, навалом.
Премия за месяц - накрылась.
Работать я стал много.Курить мало.
Работа для меня находилась самая грязная и тяжёлая.
Дед лично контролировал все мои телодвижения.
Я был личным врагом деда. Прямо Маринеско у фюрера.
Дед был злопамятным.
Но было у него одно хорошее качество. Как только он находил нового врага, старый получал амнистию.
Длилось моё истязание почти месяц. И в тот день, когда стармех застукал стармота мирно дремлющего на шикарной лежанке на стрингере, я вздохнул с облегчением.
Это теперь стармота ожидали ползание на пузе под паёлами и чистка льяльных колодцев.
Это теперь ему плеваться сажей, а руки не отмоешь до бела и концентрированной серной кислотой.
А мне удержаться, и не упороть новый косяк.
Вот так. Простая банка из под горошка. Глобус.
Ну, а реально рацухи я уже потом, на других пароходах двигал.
Когда опыту поднабрался.
И компенсировал премию, которой меня лишили.
Мне за одну рацуху аж 150 рублей заплатили.
Но это уже совсем не интересно.
Journal information