gruppman (gruppman) wrote,
gruppman
gruppman

Феномен SS "Eastland"




Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС, от англ. SOLAS, Safety of Life at Sea) в её последовательно издававшихся формах является, пожалуй, наиболее важным из всех международных соглашений по безопасности торговых судов. Каждое судно, совершающее международный рейс и подпадающее под действие этого нормативного документа (см. Правила 3 и 4 Главы I), должно выполнять его требования. В противном случае оно может быть задержано, а по некоторым позициям (см. ОСПС) и не допущено в порт. Текущая версия документа известна как СОЛАС-74.

Главной целью данного нормативного документа является установление минимальных стандартов, отвечающих требованиям по безопасности при постройке, оборудовании и эксплуатации судов.

Из истории конвенции - Первая версия этого документа была принята в 1914 году, по следам гибели Титаника, вторая — в 1929 году, третья — в 1948 году, а четвертая — в 1960 году. Конвенция в редакции 1960 года, которая была принята 17 июня 1960 и вводилась в действие с 26 мая 1965 года, явилась первой значительной задачей Международной морской организации (ИМО) после её создания. Она представляла существенный шаг вперёд в модернизации инструкций и поддержании темпа технического развития в судоходной индустрии.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/35388

Трудно, наверное, сейчас найти человека, который бы слыхом не слыхивал о "Титанике". Катастрофа века, все дела. Хотя после гибели "Титаника" произошли катастрофы, которые по количеству жертв перекрыли этот самый "Титаник", но знаем мы про них гораздо меньше.
Нет своего Камерона на другие катастрофы.
Но "Титаник" это не только жертвы и романтичная лав-стори (ну, по версии Камерона).

Ещё до гибели "Титаника" предпринимались попытки выработать некий международный стандарт по спасению человеческой жизни на море, но всё как-то неудачно. Не получалось договориться. Все действия по спасению, процедуры и оснащённость судов спасательными средствами - всё это лежало целиком и полностью на совести судовладельцев. И лежало до тех пор, пока, как говорится, пока гром не грянул.

Грянуло не слабо.
829 пассажиров и 694 членов экипажа.
Событие получило широкий международный резонанс, заставило задуматься, и - 20 января 1914 года представители 13 государств, в Лондоне, была принята Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС или SOLAS).Наряду с требованиями по безопасности мореплавания для всех судов Конвенция содержала нормы по делению пассажирских судов на водонепроницаемые отсеки, спасательным и противопожарным средствам.Впервые международным соглашением устанавливалось требование о радиотелеграфном оборудовании, показавшем свою важность при аварии «Титаника». Конвенция должна была вступить в силу в 1915 году, однако начавшаяся Мировая война сделала это невозможным.

Некоторые судовладельцы всё-таки Конвенцию прочли, извлекли уроки и сделали выводы.
Уроки и выводы то правильные, но вот, как всегда, что-то да не учли.
Так и появился на этом свете "феномен Истленда", стоящий в одном ряду с законами Мёрфи.

Что такое "феномен Истленда"?
А это когда благонамеренные усилия по повышению уровня безопасности непреднамеренно снижают уровень безопасности.

Вот пассажирский пароход SS "Eastland". Весьма кликабельно.


Судовладельцы просуетились, и установили на судне дополнительные средства спасения, в данном случае шлюпки. Теперь мест в шлюпках хватало всем. И пассажирам, и экипажу.
Дело похвальное.
Но начисто проигнорировали такую вещь, как остойчивость судна.
Дополнительный, и весьма немалый вес новых шлюпбалок, шлюпок и плотов, размещённых на верхней палубе парохода, значительно поднял центр тяжести и метацентр судна.Что, естественно, понизило значение остойчивости.

(Если по простому. Есть тележка. На тележке лежит бордюрина. Попробуйте тележку опрокинуть набок. Можно, конечно, но с усилием.
Убираем бордюрину. Ставим на тележку помост, на помост уже громоздим бордюрину. И помост, и бордюрина закреплены на тележке хорошо.Пытаемся снова уронить тележку набок. Усилий прилагать уже приходится значительно меньше.
Вот именно поэтому обледенение судна это опасное явление, слишком большой вес получается наверху, уменьшая остойчивость судна. И есть очень большая вероятность при бортовой качке, что этот дополнительный вес, просто не даст судну вернуться в своё начальное положение.Поэтому с обледенением борются в меру своих сил и возможностей, где-то горячей водой, а где и колотушками деревянными.

танкер NIKA I, 2006 год


Объяснение, конечно, ходульное, но, как смог.)

Но к "Eastland".
Чикаго.
24 июля 1915 года. Время около 7 утра.
"Eastland" собирался выполнять однодневный круиз по озеру Мичиган, и был пришвартован на южном берегу реки Чикаго.
Шла посадка на судно пассажиров.
Из-за большого скопления пассажиров на стороне принимающего борта, судно получило крен порядка десяти градусов. Экипаж выровнял крен, заполнив балластные танки водой. Но когда пассажиров стало ещё больше (всего было на борту 2501 пассажир) , и они уже более равномерно распределились по судну, эти балластные танки потянули судно уже в другую строну, и теперь крен составил те же 10 градусов, но в сторону от причала.
Экипаж попытался выровнять судно той же балластной системой, но слишком малые диаметры труб балластной системы не позволили сделать это достаточно быстро.
В итоге, судно легло на борт противоположным от причала бортом.



Погибло 841 пассажир и 3 члена экипажа. Полностью погибли 22 семьи.

"Титаник" имел на борту больше людей, чем могли принять его шлюпки.
"Истленд" имел на борту достаточное количество шлюпок, и всё таки, увеличение мер безопасности в одном, привело у уменьшению безопасности в другом.

Такой вот, "феномен Истленда".


P.S. Во Владивостоке, при некоторых схожих обстоятельствах, тоже у причала, 4 мая 1982 года,
затонула плавбаза "Александр Обухов"

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2_(%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0)








Tags: usa, США, бабах, хрясь и пополам
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кто сзади, тот и...

    Происшествия. На Тайване балкер стукнул в корму пришвартованный контейнеровоз. Происшествие произошло ещё во вторник, 19 июня, но были только…

  • Женщины на судне. Часть 2

    Продолжение. Начало здесь - https://gruppman.livejournal.com/240545.html Как женщины устраивались на судно? Ну, как, как... Как и мужики, через…

  • Женщины на судне. Часть 1

    Недавно в одном сообществе был задан вопрос - Откуда пошла примета про то, что женщина на корабле - к несчастью. Ответа на этот вопрос, кажется, так…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments